группа "Полянка"

Трудовое воспитание в детском саду как один из важнейших факторов формирования личности ребёнка.

 Трудовое воспитание в детском саду как один из важнейших факторов формирования личности ребёнка.

О.В.Баранова, Е.А Тарасова,

г. Киселевск, Кемеровская обл.

В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования говорится о том, что решение задач развития детей должно быть направлено на приобретение опыта в различных видах деятельности, в том числе и в элементарной трудовой деятельности (самообслуживания, бытового труда, труда в природе).

Известный педагог В.А.Сухомлинский глубоко верил в облагораживающую силу труда: « Если ребенок вложил частицу своей души в труд для людей и нашел в этом личную радость, он уже не сможет стать злым не добрым человеком».

В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых педагог формирует у детей положительные отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь. Естественная потребность ребенка в деятельности является прекрасной предпосылкой для воспитания личности, для формирования у него высоконравственных качеств. Все виды деятельности, в которые вступает малыш (бытовая, игровая, учебная и трудовая, эмоциональное общение), выполняет важную функцию в формировании личности.

Правильно организованный и посильный труд объединяет детей, содействует воспитанию взаимопомощи, дисциплинированности, умению распределять силы и преодолевать трудности, способствует воспитанию самостоятельности, инициативы, стремление хорошо выполнять работу, привычку к сотрудничеству. В процессе труда дети приобретают необходимые навыки, в том числе навыки ухода за растениями и животными, осваивают простейшие действия с предметами, узнают о материалах и их свойствах.

Деятельность - важнейшая форма проявления активного отношения человека к окружающей действительности. В деятельности развиваются все психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер. Деятельность и сознание рассматриваются в единстве, поэтому, изучая деятельность ребенка, мы имеем возможность познавать его самого.

Включение детей в труд взрослых на практике реализуется двумя путями: во время наблюдений, когда сведения о работе тружеников ближайшего окружения , и при организации совместной трудовой деятельности со взрослыми. Тот факт, что разнообразная работа взрослых постоянно протекает на глазах у детей, оказывает положительное влияние на их воспитание, у них формируются представления об этом труде, его общественной значимости , уважение к труженикам. Одновременно необходимо вызывать у детей желание трудится, работать так же старательно и ответственно, как это делают взрослые.

Почувствовав радость трудового усилия, ощутив результаты своих действий, дети с особым воодушевлением будут выполнять и в детском саду небольшие обязанности , трудовые поручения. Задача воспитателя состоит в том, чтобы организовать участие детей в труду взрослых . Это можно осуществить , только нужно уметь найти формы и способы включения детей в посильный для них труд.

Дошкольник, например , в игре осваивает главные общественные функции и нормы поведения людей. Развитие ведущей деятельности обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития. Поэтому специальная организация ведущего типа деятельности выступает как основное условие, благодаря которому можно целенаправленно влиять на личность ребенка.

Необходимо создать такие условия, при которых бы труд был связан со всей жизнью детей и больше всего – с игрой.

Дети любят не только игру, но тайны и секреты. Все дети верят в чудеса и хотят быть волшебниками, пользуясь этим можно обыграть такой вид труда, как уборка участка. «У дворника много работы , - говорит воспитатель , он устает, но мы можем ему помочь. Представьте, придет он к нам, а на нашем участке и делать нечего - чисто . Пусть думает , что это добрый Карлсон прилетел и помог ему».

«Ребята, в нашем саду появился волшебник , -говорит дворник детям на второй день после «секретного »трудового десанта (по тайному договору с воспитателем), - я вчера очень устал , но пошел к вам подметать на участок , смотрю и глазам не верю – на участке ни соринки. А вы, дети не могли превратиться в волшебников ? У меня есть специальные значки для помощников (раздает участникам) ».

А вот каким может быть тайное задание – наносить песку в песочницу. «Кто хочет вступить на боевое задание - стройтесь!» (вручает пилотки, ведерки, лопатки, совки). «Отряд, смирно! Слушайте : сейчас мы должны стать десантниками, но на место боевых действий надо пробраться незаметно, чтобы никто нас не видел».

Когда все дети явились на участок к малышам , снова команда (шепотом): «Товарищи десантники, здесь произошел несчастный случай, малыши по незнанию просыпали песок по участку и песочница опустела. Ее нужно срочно наполнить. Кто хочет принять участие в этом важном задании – шаг вперед. Вашим орудием будет лопата. Обращайтесь с ней осторожно, не задень других. Кого выбираете командиром? Это важное боевое задание покажет, кто из солдат сильный, ловкий». Линейка : «Отряд , равняйсь , смирно . Объявляю всем благодарность за помощь малышам. Уходим с участка незаметно, как разведчики. Первыми с прогулки пойдут те ,кто по мнению командира отличился в труде.»

Такие секретные задания не только способствуют развитию у детей интереса к труду, желанию выполнять работу на «отлично», но и своей таинственностью украшают детство ребенка, часы пребывания его в детском саду.

Воспитание трудолюбия - это прежде всего трудовая организация всего уклада, всего строя детского сада и в семье, а не слова и назидания.
Очень важно, чтобы поручения, которые выполняют ребята в детском саду, носили общественно полезную направленность. Хорошие поступки по отношению к окружающим могут стать привычкой, превратится в устойчивую черту характера только в том случае, если ребенок не время от времени совершает их, а постоянно, пока они не станут потребностью. Доброта, забота о человеке, потребность доставлять радость другим - вот что должно служить мотивом, побуждающим ребенка к труду.

Литература

1.Методические рекомендации к «Программе воспитание и обучение в детском саду»./Под .ред.В.В.Гербовой,Т.С.Комаровой.-2-еизд.,испр.и доп.-М.:Мозаика-Синтез,2011.

2.Наблюдение и труд детей в природе. Пособие для воспитателей дет .сада.- Изд.3-е,прераб.и испр. - М.:Просвещение,2006.

3.Воспитание дошкольника в труде./ Под ред. В.Г.Нечаевой. - М .,1983.


10 марта 2014 в 15:11

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.